Выдающиеся космические открытия 2013 года

2013 год был богат на открытия, которые раздвинули границы астрономии и других связанных с космосом наук. Давайте оглянемся и вспомним некоторые самые значительные открытия уходящего года.

Падение челябинского метеорита

15 февраля 2013 года в районе Челябинска на землю упал метеорит. Болид стал причиной того, что большое количество людей получило травмы, а сотням зданий были нанесены серьезные повреждения. Камень, диаметр которого 17 метров, создал ударную волну, сила которой составила более 470 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Большая часть травм, которые получили люди, была получена в результате того, что разбились стекла витрин и окон домов. Это событие привлекло большое внимание из-за того, что заставило весь мир задуматься об угрозе, которую несут в себе каменистые объекты, летающие в космосе. Количество небольших астероидов, сравнимых по размеру с челябинским метеоритом, очень велико, и обнаружить их достаточно сложно. В основном исследования околоземных объектов сконцентрированы в настоящее время на объектах большего размера, которые в случае столкновения с нашей планетой могут нанести намного более серьезный вред.

Voyager 1 смог достичь межзвездного пространства

Ученые объявили, что в августе этого года, после почти 35 лет путешествий, американский космический аппарат Voyager 1 смог достичь межзвездного пространства, став, таким образом, первым космическим аппаратом, который смог вылететь за пределы Солнечной Системы. В настоящее время он находится приблизительно в 18.76 миллиардов километров от Солнца.

В Антарктике были найдены внеземные нейтрино

Физики в Антарктике нашли первое свидетельство космических лучей, пришедших не из Солнечной Системы. Сами по себе эти лучи обнаружить очень трудно, поэтому ученые полагались на обнаружение нейтрино, которые образуются в процессе взаимодействия космических лучей с окружением. Миллиарды нейтрино проходят через каждый квадратный сантиметр Земли каждую секунду, однако очень малая часть их взаимодействует с окружающей материей. Ученые использовали Обсерваторию IceCube Neutrino, которая находится в середине глыбы льда объемом в 1 кубический километр на Южном Полюсе, и смогли зафиксировать два случая обнаружения нейтрино, пришедших из-за пределов Солнечной Системы. Несмотря на то, что установить источник космических лучей не удалось (им могла быть сверхновая, гамма-всплеск или черная дыра), это открытие считается ключевым на пути к пониманию некоторых процессов во Вселенной.

В древности на Марсе могла существовать жизнь

После семи месяцев пребывания на поверхности Красной Планеты марсоход Curiosity обнаружил признаки того, что на древнем Марсе могла существовать жизнь в форме простейших микробов, - приборы ровера обнаружили присутствие некоторых ключевых ингредиентов, необходимых для жизни, в породе Марса. В декабре было объявлено о том, что найдены свидетельства того, что рядом с экватором Марса около 3,7 миллиардов лет назад в течение длительного периода времени существовало озеро с пресной водой. Затем орбитальный зонд Марса - Mars Reconnaissance Orbiter – обнаружил следы сезонных сходов соленой воды на склонах в экваториальных областях Марса.

Близнец Земли

В конце октября ученые объявили об открытии экзопланеты, очень похожей на Землю по размеру и составу. Планета получила название Kepler-78b, она всего на 20 процентов больше в диаметре и на 80 процентов массивнее Земли, и ее плотность почти такая же, как плотность нашей планеты. Однако на этом сходства Земли и Kepler-78b заканчиваются: ее орбитальный период – всего 8,5 часов, она находится на расстоянии 1500 000 километров от своего солнца, и температуры на ее поверхности достигают 2 000 градусов Цельсия.

Это открытие было сделано вскоре после того, как ученые объявили о том, что количество открытых экзопланет превысило тысячу; первая планета за пределами Солнечной Системы была открыта 20 лет назад. Безусловно, это число будет расти.

Однако астрономы хотят знать еще больше об этих объектах. В октябре ученые объявили о том, что им удалось создать первую карту облаков планеты, которая находится не в нашей Системе. Ученые использовали космический аппарат Kepler (Кеплер) и инфракрасный космический телескоп Spitzer (Спитцер), и с помощью этих двух аппаратов изучили планету Kepler 7-b, по размерам сравнимую с Юпитером и вращающуюся по орбите недалеко от ее солнца.

Конец «Кометы века»

Комета ISON (Исон), которую в 2013 году не раз называли «кометой века», 28 ноября прошла на максимально близком расстоянии от Солнца, после чего распалась на части. Комета, которая была впервые обнаружена в сентябре 2012 года, была во многом похожа на Великую Комету 1680, которая была видна в дневное время. Наблюдения позволяли предположить наличие у кометы большого ядра, что обещало интересное зрелище в 2013 году. Однако, как только комета прошла на расстоянии 1100000 км от Солнца, притяжение и жар светила буквально разорвали комету на части, и теперь только ее можно увидеть лишь при помощи телескопа, такого, как Hubble (Хаббл).

Ученые определили, что ядро кометы было меньше, чем изначально предполагалось, поэтому она так быстро разрушилась. Однако наблюдения за кометой все же помогли собрать большое количество ценной информации, которая поможет больше узнать о составе и поведении комет в Солнечной Системе.

По информации astronews.ru