Сокращение калорий продлевает жизнь

Ученые объяснили, почему сокращение калорий продлевает жизнь.

В настоящее время есть только один единодушно признанный всеми учеными способ замедлить старение - меньше есть. Данный эффект доказан в различных экспериментах на животных. О всех других гипотезах продолжаются споры.

Почему затягивание пояса увеличивает жизнь, попытались разгадать ученые Кельнского университета. Их статья опубликована в самом престижном журнале Nature.

Как оказалось, потребленные человеком калории работают на генетическом уровне. Ученые утверждают, что клетки при сокращении калорий начинают медленнее читать собственные гены, меньше ошибаться, и как следствие - растет продолжительность жизни. Как известно, ген несет информацию, по которой в организме нарабатываются белки. Вначале эту информацию нужно копировать из ДНК в РНК при помощи специального фермента. РНК, пройдя ряд превращений, запускают наработку долгожданных белков.

Фермент может "ездить" по ДНК с разной скоростью. Причем она растет с годами. И данный эффект работает у всех - дрозофил, круглых червей, мышей и человека. Чем быстрее фермент бежит, тем больше делается ошибок при считывании информации, внося в копию не те генетические буквы. Таким образом, белки будут неправильными. А так как именно белки выполняют в клетке всю главную работу, то клетка начинает быстрее стареть и умирать из-за слишком быстрого чтения генов.

Но ученые на этом не остановились. Они предложили способ затормозить ускоряющийся с годами фермент. Фермент, двигаясь по ДНК, сталкивается с особыми белками-гистонами - эти своеобразные "катушки" упаковывают длинные цепочки ДНК в ядро клетки.

Если гистонов много, то фермент не считывает ген вообще, а вот если их мало, то по ДНК он бегает как спринтер. Как оказалось, в клетках человека и, очевидно, других организмов, становится меньше гистонов с возрастом, поэтому скорость мало что ограничивает.

Вывод очевиден - хочешь дольше жить, увеличивай количество гистонов. Это было показано в экспериментах на мышах и дрозофилах, которые прожили на 10-20% дольше. Зависит число гистонов от разных условий, в которых живет клетка, а также и от питания.

Таким образом, бег фермента тормозит умеренная диета, благодаря чему в копиях происходит меньше ошибок, а организм медленнее стареет. Предложенный учеными механизм продолжения жизни предстоит еще проверить в других экспериментах.

Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ

Ограниченный HTML

• Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.