Лучшим учителем России 2011 года названа Татьяна Устич из школы села Грибское

«Золотой» состав педагогов Благовещенского района пополнился. Лучшим учителем России 2011 года названа Татьяна Устич из школы села Грибское. Татьяна Александровна учит школьников «нестандартам». На обществознании дети учатся экономить семейный бюджет, а на спецкурсе по правоведению разбирают проблемы родителей.

ПРЕМИЯ ОТ ГУБЕРНАТОРА

По итогам прошлого года грибская школа стала одной из лучших в Приамурье. Лучшей школе – лучшего учителя. Преподаватель истории и обществознания Татьяна Александровна Устич вошла в число победителей федерального конкурса «Лучшие учителя России».
Конкурс проходит ежегодно с 2006 года в рамках национального проекта «Образование». За это время Благовещенский район прославился восемью педагогами. Причем, в 2006 году — сразу двумя учителями, а в 2009-м – тремя! 2010-й исключением не стал. В число победителей конкурса вошли семь учителей Приамурья. В этом году отличилась педагог с 25-летним стажем из грибской школы.
Звание «Лучший учитель России» и премия губернатора в размере 52 тысяч рублей стали для Татьяны Устич сюрпризом.
— Конкурсы не люблю. Я вообще человек не конкурсный. Тем не менее, в подобном конкурсе участвую не первый раз, — делится Татьяна Александровна. — Дело в том, что я являюсь руководителем методобъединения, и в первый год меня очень долго убеждали, уговаривали принять участие в этом конкурсе. Надо – значит надо. В этом году было уже легче, все документы практически готовы (это достаточно большой пакет документов). Если бы не директор нашей школы Светлана Николаевна Колобова, я бы не стала принимать участие в конкурсе. Ведь подготовка и участие отнимают очень много времени и сил, которые лучше отдать детям.

— Татьяна Александровна, губернаторскую премию на что потратите?
— Честно? Не думала над этим – экзамены выпускные сдаем, к открытию пришкольного лагеря готовимся. Я же – старшая вожатая!

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

Любопытно, что практически половина лучших учителей России, работающих в школах Благовещенского района, — историки. Как и Татьяна Устич.
Татьяну Александровну мы застали в своем удивительном кабинете, где предмет изучают, что называется, предметно: старинные утюги, самовар, швейная машинка «Зингер», маслобойка, прялка. На стеллажах — черепки, найденные школьниками в окрестностях села во время самых настоящих археологических раскопок. Бюст питекантропа, родословная правителей России… Свой след в истории в виде гипсового отпечатка стопы оставил воспитанник, окончивший школу в 1996-м. А вот кукла ручной работы – подарок от маленьких пациентов гематологического отделения, которых педагог с ребятами навещала.
— Многие говорят: «Как можно преподавать историю, когда она каждый раз новая». Но историю нельзя переписать, ведь это в первую очередь факты! Остальное – отношение. Я, например, не могу ругать годы застоя, потому что мои детство и юность выпали именно на этот период. Хотя и министров всех по пальцам, как сейчас, мы не знали, и сотовых телефонов не было, — листает «историческую хронику» своей жизни Татьяна Александровна. — Жизнь и тогда была интересной, насыщенной.
В моей школе, что в селе Лазарево Еврейской автономной области, например, до сих пор отмечают День пионерии. Сооружается огромный костер, и дискотека не кончается до тех пор, пока огонь не погаснет. Учителя погасить не имеют права. Поэтому, конечно же, мы старались сделать костер как можно выше и больше, лишь бы он горел подольше… С одноклассниками встречаемся до сих пор. Не пропускает эти встречи и наша классная руководитель.

— Раньше были идеологические движения. А что сегодня объединяет?
— Школа. Это центр целой «Галактики», вокруг него рождаются, вырастают, выходят в жизнь десятки, сотни планет. Каждый ребенок, каждый человек – это большой и удивительный мир.
Многое зависит от школы, от взрослых. Если есть идея, то и жизнь будет интересной. Вот сегодня наша школа объединена общей идеей организации пришкольного лагеря. Старшеклассницы готовят украшения, рисуют газеты, шестиклассники придумывают «планеты» для большого космического путешествия, которое должны совершить наши воспитанники.

САМ СЕБЕ ЮРИСТ

— Татьяна Александровна, конкурсанты оценивались по многим критериям. В том числе научно-практической работой. Что представили Вы?
— Третий год я веду элективный курс по программе «Консультант плюс». Тема моей исследовательской работы — «Внедрение информационных технологий в школьное преподавание». Этот курс вводится с девятого класса, 20 часов на базе программы. Главная цель — научить детей правильно ориентироваться в мире права. Школьники знакомятся с поисковой системой, усваивают такие понятия, как «право» и «правовые нормы», учатся защищать свои права. На примере закона об образовании разбираем права и обязанности всех сторон.

— Разобраться в правоведении порой не может даже взрослый. Подростков не пугают лабиринты законодательных норм?
— Нисколько. Напротив, ребята занимаются с удовольствием, им интересно. Судите сами.
Тема заключительного занятия — «Сам себе юрист». Учащиеся выбирали проблему, существующую в семье. Например, ученица сумела помочь родителям, которые когда-то приобрели жилье, а земельный участок вокруг дома не выделяется, так как земля находится в федеральной собственности. Девочка, изучив Земельный кодекс, нашла моменты, которые пригодятся родителям в решении актуального семейного вопроса.
Другая ученица указала отцу на ошибки в договоре на аренду жилья, который он подписал. Договор действительно был составлен неверно. Вердикт дочери звучал так: «Папа был неправ, подписав этот документ». Согласитесь, такие знания пригодятся в дальнейшей жизни.

«РОССИЮ» — НА ДОРАБОТКУ

Жизнь Татьяны Устич богата на события в профессиональной сфере. Весной этого года преподаватель побывала в Москве, где приняла участие в работе первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания. Проходил он с 31 марта по 1 апреля.
— В прошлом году была создана Всероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», соответственно, — областные и районные, — рассказывает Татьяна Александровна. — А в этом прошел первый съезд. Руководитель – Александр Оганович Чубарьян, председатель ассоциации, академик РАН, директор Института всеобщей истории Российской академии наук.
Съезд проходил в академии наук. От Амурской области нас было четверо, трое – из нашего района, один – из Шимановского. Мы приняли участие в работе секции «Преподавание истории и обществознания в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Пожалуй, самым обсуждаемым вопросом стала программа по новому предмету — «Россия в мире». Нас познакомили с несколькими ее вариантами. Один из них — создание единого блока, в который войдет 14 (!) предметов. Представляете нагрузку на ребенка?! Такой подход вызвал немало споров. Критически подошли собравшиеся и к созданию блока из двух предметов — истории и географии. Рассматривались все плюсы и минусы программы. В итоге пришли к единому мнению — она требует серьезных доработок.

«ЛИШНИЙ» ПРЕДМЕТ

Как рассказала нам Татьяна Александровна, на съезде решался и другой, не менее актуальный вопрос: стоит ли преподавать обществознание с 6-7 класса, не является ли оно тем самым «лишним» предметом, которыми так перегружена сегодня школьная программа.
— Нужно сказать, что и я сначала сомневалась в необходимости этого предмета, — признается Татьяна Устич. — Но практика убедила в обратном. Программа построена так, что невольно заставляет ученика размышлять на различные темы, общаться. Познание общества начинается со знакомства с собственной семьей: от родословной до вопросов по ведению хозяйства. Дети учатся логически мыслить, грамотно говорить, а главное — они больше общаются с близкими. Ведь сегодня так не хватает живого общения.
Например, ребята получают задание сравнить свою школьную жизнь и родительскую, найти общие черты и отличие. Такое задание, безусловно, предполагает разговор с родителями. Так, одна школьница узнала, что ее мама была «металлисткой». Сохранилась фотография, где запечатлена девушка с ирокезом на голове, с перстнями на пальцах и прочей атрибутикой «металлистов».
Неожиданное открытие сделали недавно мои восьмиклассники. Выполняя очередное задание, ребята вместе с родителями посчитали, во сколько они обходятся папам и мамам. Многие были удивлены, узнав, что расходы на них – детей — явно превышают семейный доход. Возник вопрос: откуда родители берут «сверхбюджетные» деньги.

ЕГЭ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В этом году трое из пяти выпускников грибской школы сдают экзамены по обществознанию, один – по истории. В целом, по заявкам школьников Благовещенского района, эти предметы – наиболее часто выбираемые. Так, к примеру, экзамен по обществознанию сдают 69 выпускников из 97.

— Татьяна Александровна, не первый год идут споры вокруг да около ЕГЭ. Как относитесь к введению Единого госэкзамена?
— Хорошо! Во-первых, ребенок, который сознательно выбирает тот или иной предмет, готовится к нему в течение двух лет. Таким образом, ученик с высоким уровнем общих знаний сдаст экзамен успешно. Выпускники заинтересованы работать на результат, ведь предметы они выбирают для дальнейшего – профессионального – образования. Трудность вижу лишь в подготовке к экзамену по истории – большое количество дат, имен, которые нужно знать как таблицу умножения.
Единственное, что не очень устраивает, — результаты сдачи ЕГЭ являются показателем результативности работы учителя. А ведь здесь высока вероятность случайности. Бывает, ученик не планировал сдавать этот предмет, выбрал его в последний момент, отвечал «методом тыка», повезет — не повезет. Как правило, у учащегося низкий результат, а винят в этом педагога. По-моему, судить о работе учителя по итогам ЕГЭ не совсем правильно.
Правда, мои ученики меня пока только радуют. Но все равно не перестаю волноваться за них. Когда мои ребята в прошлом году сдавали ЕГЭ, у меня сложилось впечатление, что больше волновались родители и мы, педагоги. Дети же были уверены, что с испытанием справятся успешно. И действительно, результаты превзошли все ожидания. Вообще, показатели по нашему району в областном срезе были высокими, а грибская школа – одна из лучших в районе.

РЕФОРМА РУБЛЕМ

— В последние, пожалуй, лет 20 система образования в России постоянно подвергается реформам. С чего нужно начинать школьную реформу, по Вашему мнению?
— Конечно, с повышения учительской зарплаты, с обеспечения молодых специалистов жильем, — не задумываясь ни на секунду, отвечает Татьяна Александровна. — С какими проблемами сегодня сталкивается начинающий учитель? Представьте, приезжает молодой специалист в село, у него нет опыта, нагрузка 30 часов — это огромная подготовка! И при всем при этом жилищный вопрос не решен, зарплата такая, что не проживешь.
Не лучшим образом на нашей зарплате сказалось подушевое финансирование. Сегодня учительский заработок напрямую зависит от количества детей, которых мы учим. Какие деньги, если в сельской школе 5 выпускников?
Помню, получила первую зарплату «за души» и испытала сильную обиду. Мне было очень плохо, тяжело морально. Стресс был настолько сильным, что я боялась заболеть. Чтобы избежать этого, впервые в жизни пошла в салон красоты и оставила там всю зарплату! И, представьте, стало легче, намного легче. После этого решила для себя раз и навсегда не думать про деньги: есть они – хорошо, нет – ну, что тут поделаешь.
…Поездка в Москву, участие во Всероссийском съезде учителей истории — целое событие в жизни сельского учителя. В столице Родины Татьяна Александровна была еще в прошлом веке – в начале педагогического пути, когда зарплата педагога была стабильной и позволяла съездить в отпуск, не влезая в многолетние долги. Теперь, как отметила учитель высшей категории со стажем в четверть века, свидание со Златоглавой состоялось благодаря практически полной спонсорской помощи.
— На свою зарплату я бы никогда себе не позволила участие в съезде. Спасибо за помощь главе Грибского сельсовета Алексею Анатольевичу Пономареву, замечательным людям Павлу Николаевичу Инюточкину и Тамаре Борисовне Муленковой, — благодарит еще и еще раз лучший учитель России.
…Дебет с кредитом учительской доли в голове откровенно не сходится – еще и должен жизни остаешься. А если нет тыла в лице мужа-олигарха, зато есть мама-пенсионерка, которой ой, как не помешала бы помощь…
Словно читая мысли, подытоживая наш разговор, Татьяна Устич улыбнулась:
— В нашу российскую школу не идут зарабатывать деньги. Сюда идут просто жить.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости