Каждый пятый ребенок в России — левша

Зачастую, когда родители узнают о том, что их ребенок— левша, заботливо пытаются его переучить. Ведь в мире, где все сделано для правшей, левшам и амбидекстрам (людям, одинаково владеющим двумя руками) приходится несладко. Ножницы, компьютерные мыши, часы — все это предназначено только для праворуких. Даже шариковая ручка у окошка на почте привязана веревочкой справа, а не слева. Поэтому каждый родитель пытается упростить своему леворукому ребенку жизнь. Но нужно ли переучивать левшу?

Художники против математиков

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них отвечает за свои функции. Когда одно из них «перевешивает», это сказывается на свойствах личности. Личность «левополушарная» скорее всего станет инженером или математиком, – такой человек будет мыслить логически, рассуждать и анализировать. Зато из «правополушарных» чаще всего получаются натуры художественные, творческие, так как они мыслят образами и общими понятиями. Помимо прочего, полушария отвечают и за работу рук, левое – за правую руку, а правое – за левую, так устроена наша нервная система. И если правое полушарие сильно доминирует, то очень может быть, что из двух рук именно левая станет ведущей.
У левши иначе устроен мозг, а значит — и мышление, и вся психика. Дети с ведущей левой рукой более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.
Но они значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, чем праворукие дети. Именно поэтому много леворуких занимается в художественных школах. При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие.
Ребенок-левша, как правило, капризен, его настроение быстро и подчас непредсказуемо меняется: то он – сама доверчивость и непосредственность, улыбается как ясное солнышко, то плаксив или зол и может даже впадать в ярость. Левшам свойственна и упрямость. К тому же левши и амбидекстры не всегда показывают хорошие результаты в учебе. Даже психические заболевания у левшей и детей с уравновешенными левым и правым полушариями протекают несколько иначе, потому что они могут быть невосприимчивы к традиционному лечению. Зато функциональная организация мозга левшей помогает им быстрее восстановливаться после черепно-мозговых травм. То же касается и кровоизлияния в мозг — у левшей и амбидекстров гораздо больше шансов на выживание. Кроме того, у левшей лучше развита коллатеральная (резервная) сосудистая сеть, что позволяет перенесшим инсульт компенсировать поражения головного мозга.

Что делать?

Леворукость — не болезнь, а всего лишь один из вариантов нормального развития организма.
Поэтому, прежде чем идти наперекор природе и переучивать левшу, задумайтесь о том, что ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других детей, и именно они являются сильными сторонами его личности.
Если вы все-таки решили исправить леворукость малыша, сделать это надо, пока ребенку не исполнилось три года, тогда это исправление он перенесет с минимальными потерями. Если вы вдруг заметили, что он становится нервным, плохо поддается переучиванию, процесс следует прекратить. Любите свое чадо таким, какое оно есть. Не препятствуйте его леворукости, чтобы не развить в нем комплекс неполноценности.
Во-первых, родителям надо серьезно отнестись к особенностям развивающейся личности своего малыша и максимально их учитывать. Это не так трудно, поскольку такие дети очень контактны и общительны.
Во-вторых, создайте благоприятный климат в семье. Помните о повышенном уровне эмоциональности вашего ребенка, это значит, что любые эмоции — и отрицательные, и положительные — он воспринимает острее, чем другие дети. Сухость, педантичность в воспитании, избыток умных нравоучений – не для него. Теплотой, доброжелательностью и внимательностью вы добьетесь гораздо большего.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не укоряйте его за «леворукость», наоборот, объясняйте ему, да и всем остальным, что в этом нет ничего необычного, что таких людей много и это нормально. Для ребенка нет ничего хуже насмешек, особенно при других людях. Помните, чувство непригодности, отверженности – прямой путь к неврозам, заиканию, энурезу и прочим неприятностям со здоровьем. Вместо этого вовремя заметьте его успехи в музыке или рисовании, постарайтесь создать условия для подобных занятий, и не забывайте хвалить малыша даже за самую маленькую удачу.
Может случиться так, что до школы маленькому левше будут плохо даваться уроки чтения и письма. При этом ни в коем случае ни малышу, ни родителям не нужно утверждаться во мнении, что он ни на что не способен, что он заведомый «двоечник». И вообще, не стоит слишком уж много времени уделять проблеме: левша ваш ребенок или правша. В любом случае и те, и другие являются обыкновенными людьми, пожалуй, только с небольшими отличиями.

Знаете ли вы, что...

Правое полушарие улавливает негативные моменты, а левое – позитивные, правши в большинстве своем — оптимисты, левши — пессимисты, а амбидекстры, те, кто одинаково владеет обеими рукам, склонны к депрессии.

Не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Так, если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Тест

Не амбидекстр ли вы?

Чем раньше определяется, кто ребенок — левша, правша или амбидекстр (человек, в равной степени владеющий обеими руками), тем лучше. Попросите малыша ответить на нижеприведенные вопросы и тогда вы узнаете, какая у него ведущая рука.

Покажи, какой рукой:
1) пишешь;
2) рисуешь;
3) бросаешь камень, мяч;
4) держишь молоток;
5) удобнее резать ножницами;
7) расчесываешься;
8) стираешь ластиком нарисованное;
9) держишь ложку во время еды;
10) раздаешь карты при игре в лото;
11) держишь зубную щетку;
12) какая рука при аплодировании сверху.

Результаты
Ответы могут быть: только одной рукой (для правой оценивается в +2 балла, для левой — в -2 балла), чаще одной из рук (соответственно +1 и -1 балл), любой рукой (0 баллов). Все баллы суммируются.
Показатели от +24 до +17 баллов оцениваются как «выраженная праворукость», от +16 до +9 баллов — как «слабая праворукость», от +8 до -8 — как «обоерукость, или амбидекстрия», от -9 до -16 — как «слабая леворукость» и от -17 до -24 — как «выраженная леворукость».
Кстати, распространенное среди населения мнение, что варианты «переплетения пальцев рук», «складывания рук на груди (поза Наполеона)», ведущий глаз имеют прямое отношение к рукости, — возможно. Однако эти признаки к диагностике рукости никакого отношения не имеют.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости