Котел отпущения

Остаться без тепла могут селяне из-за спора двух коммерческих предприятий.

Беспрецедентный случай: пока частники делят свои долги, коммунальным хозяйством поселения фактически занимается районный глава – изучает марки котлов, знает, как выглядит теплоузел и в каком регионе России его производят, не стесняясь щупает батареи. Как такая ситуация могла возникнуть в принципе?
Срыва отопительного сезона, несмотря на предновогоднюю аварию в котельной, в Чигирях удалось избежать. Между тем, угроза технологического сбоя оборудования остается. Более того, теперь к тепловым проблемам прибавились световые. Коммунальщики не могут договориться между собой, кто, кому, за что и сколько должен. Пролить свет на ситуацию решили энергетики – за долги частных компаний оставить без электричества котельную, что чревато заморозкой тепловой сети всего села. В конфликт вмешалась районная администрация.
— В прошлом году я не знал, что такое Чигири в плане отопительного сезона, — рассказывает глава Благовещенского района Игорь Горевой. — Проблем не было никаких. В этом году я знаю все технические характеристики котельной, марки котлов, мощность двигателей и многие прочие детали. И это лишь потому, что ситуация с обслуживанием котельной в этом году — из рук вон плохая.
Почему чигиринская котельная резко испортилась? В прошлом году сменилась организация, ее эксплуатирующая. Как выяснилось спустя почти два месяца после начала отопительного сезона, компания подготовилась к нему некачественно. Таким образом, технологический сбой в работе котельной 10 декабря, когда оба котла вышли из строя на 8 часов, и село едва не замерзло, можно было предположить
Итогом аварии стало то, что глава района в кратчайшие сроки изучил устройство теплооборудования, первый замглавы района, ответственный за ЖКХ, ушел в отставку. Грешным в возникновении ситуации, угрожающей жизнедеятельности людей, остался… Нет, не руководство коммунальной компании, которое, по идее, напрямую несет должностную ответственность за подготовку отопительного оборудования к зиме и личную ответственность за обогрев домов – читай, здоровье — селян. В нашей истории антигероем стал… котел!
Отопительный сезон в Чигирях проходит на двух котлах 1964 года выпуска, которые вместе дают мощности столько же, сколько один котел на так называемом кипящем слое. Но самый «молодой», самый экономичный и самый надежный котел к холодам не подготовился. Не отремонтировал себя в октябре, потому что не смог своевременно получить новый теплоузел, который в свою очередь «заблудился». В наказание себе за такой серьезный проступок котел закупил низкопробный уголь, запас которого к тому же равен 9 суткам, а не 60, согласно нормативам. Сэкономить, наверное, хотел рублик на какое благое дело. Словом, вот такой вот котел отпущения получился.
Казалось, всех вышеперечисленных проблем – куда уж больше. Но нет. Плохая подготовка к зиме не исчерпывает основные вопросы. У эксплуатирующей котельную организации «Аравана» конфликт с управляющей компанией «Жилкомфорт». Между двумя коммерческими структурами, то есть, по сути между котельной и жилым сектором, не был заключен договор сотрудничества! Опять котел не сработал?
Схема сотрудничества такова: управляющая компания «Жилкомфорт» получает деньги за коммунальные услуги с населения и передает их обслуживающей котельную «Араване», беря при этом себе определенный процент. Как и положено, за то, что она отапливает село. Все бы хорошо, но тут случился финансовый разлад. Из-за отсутствия договора компании элементарно не могут составить акт сверки — юридический документ, регламентирующий количество оказанных и потребляемых услуг в денежном эквиваленте.
Управляющая компания выдвигает сумму в миллион сто, а обслуживающая – в полтора миллиона рублей. Разница в 400 тысяч, по словам главного бухгалтера «Жилкомфорта», — это неправильные подсчеты «Араваны». То есть, получается, что топили больше, чем потребляли? Зачем? Куда ушло тепло? Может быть, в стране – кризис, население экономит даже тепло, и поэтому сумма меньшая? А говорят, что в экономической природе существуют некие тарифы ЖКХ, призванные регулировать соотношение потребляемых услуг и соответствующей за них оплаты.
Как бы то ни было, «Жилкомфорт» не согласен с суммой «Араваны» и не торопится рассчитаться. Между тем, вернуть должок от «Араваны» требует Амурэнергосбыт. В противном случае энергетики будут вынуждены ограничить предоставление своей услуги – отключить свет в котельной: нет света — нет тепла. Опять под угрозой комфорт населения.
Ситуация достаточно странная. Неужели управленцы, руководящие не последними компаниями, не могут решить между собой вопрос ценой в одну «бумажку»? Реакция директора компании «Жилкомфорт» на сложившиеся трудности оказалась весьма удивительной. Когда встал вопрос отключения Чигирей от света, Олег Мартынов... ушел в отпуск. Директор «Араваны» Александр Колядин говорит, что его компания оказалась загнанной в угол – население платит деньги управляющей компании, которая в свою очередь выплачивает «Араване» не все деньги. Истребовать долг невозможно – нет договора.
В конфликте, по сути частных интересов, опять появляется третья сторона. Муниципальная.
Когда какой-либо механизм дает сбой, в критической ситуации бразды правления в свои руки берет руководящее лицо. Подобный стиль руководства называется «ручным». С 18 декабря таким образом управляет отопительным сезоном в Чигирях районная администрация.. «Образно говоря, мы сейчас этим двум компаниям переставляем ноги», — говорит заместитель главы администрации Баговещенского района Владимир Емельяненко.
По его мнению, управляющая компания ведет себя откровенно по-хамски. Как выяснилось, подобным образом «Жилкомфорт» сотрудничал и с предыдущим «кочегаром» чигиринской котельной. В итоге деньги «выбивали» через суд.
— У них заключены договоры с населением, и они были просто обязаны заключить договор с «Араваной», — отмечает Владимир Емельяненко. — Однако этого не произошло. Договор позволил бы обслуживающей компании истребовать погашение долга в судебном порядке. Хотя ситуации в принципе можно было избежать. В целях экономии «Аравана» закупила некачественный уголь по цене в два раза ниже сложившейся. Как следствие — на данный момент перерасход топлива составляет 500 тонн. Анализ угля, завозимого «Араваной», показал, что фактическая теплотворность — 2638 килокалорий на килограмм, хотя в идеале должно быть 3 100. При этом если бы работал экономичный котел, то пережога топлива не было бы. К тому же этот котел помог бы сэкономить электроэнергию, и долга перед Амурэнергосбытом попросту не возникло.
Ох, уж этот котел, который себя вовремя не отремонтировал, а вдобавок не заключил договор на оказание услуг…
— Компании должны по окончании отопительного сезона уйти с рынка — и точка! — рубит глава района Игорь Горевой. — У районной администрации такая позиция.
На этой неделе будет произведен ремонт «виновника торжества» — экономичного котла, что наконец-то позволит перестать думать о том, как бы опять технического сбоя не случилось и не пострадало население в первую очередь. «Аравана» за полтора месяца обязуется покрыть долги. На прошлой неделе она рассчиталась с энергетиками за прошлый год, остаточная сумма раздора – еще порядка миллиона рублей.
Тем временем договоренности между компаниями, как и юридически оформленного договора о сотрудничестве, нет. А стоит ли тогда селянам за отопление и горячую воду платить деньги управляющей компании? Насколько правомерно взимание платы с населения, если по факту предоставить «горячие» услуги она не может – тепло дает обслуживающая котельную организация? Ведь договора у «Жилкомфорта» с «Араваной» нет…
Вопросов в данной истории — полный котел. Прокуратура — не клуб знатоков «Что? Где? Когда?», но и не такие «ребусы» разгадывает.
 

А между тем
Согласно акту проверки температурного режима в жилых помещениях от 29.12.09, выяснили, что температура в трех осмотренных квартирах не превышает 15 градусов. А в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, температура в жилых помещениях не должна быть ниже 20 градусов Цельсия.
По результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Аравана», которое направлено на рассмотрение в Управление Жилищной инспекции администрации Амурской области. По результатам рассмотрения дела в Жилищной инспекции юридическое лицо ООО «Аравана» привлечено к административной ответственности (штрафу) в размере 5 000 рублей.

Помощник прокурора Благовещенского района П. Гричановский
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости