Кто возьмется за «транзит»?

Уже больше двух лет жителям Тынды насчитывают и предъявляют к оплате тариф за передачу и распределение тепловой энергии или, проще говоря, за транзит тепла. Вокруг этой темы неоднократно возникали споры, а дело о «транзите» даже дошло
до суда. Одни считают, что эта услуга виртуальна, за счет нее компания-поставщик просто наживается на обычных людях. Другие твердят, что понятие «транзит тепла» существует и за него нужно платить.

В городе сложилась достаточно сложная для понимания схема теплоснабжения. Грубо говоря, трубы, по которым тепло поступает в дома потребителей, условно разделены на участки, за каждый из которых отвечает отдельная организация. Так, от котельной до центральных тепловых пунктов трубы с горячей водой обслуживает УСНГЧ. А вот от ЦТП на некоторых участках они муниципальные. Получается, что по трубам, принадлежащим муниципалитету, течет «чужая» вода. Это и есть так называемый «транзит тепла». В одном из своих последних выступлений мэр города Марк Шульц предложил передать эти муниципальные участки труб на обслуживание УСНГЧ. Однако руководство компании мнение главы города не разделяет.

«В своем выступлении Марк Борисович не учел несколько моментов. Во-первых, он не сказал, что 60 км «транзитных сетей» в настоящее время принадлежат муниципалитету и полную ответственность за них несет собственник. Во-вторых, организация теплоснабжения по закону лежит на органах местного самоуправления», — рассказывает руководитель УСНГЧ Сергей ЕВТУШЕНКО.

 Дорогое тепло

 По словам Сергея Андреевича, все проблемы возникли из-за того, что плата за так называемый «транзит» не предусмотрена Жилищным кодексом. В Тынде теплоснабжение осуществляется двумя предприятиями. Есть еще и ЦТП, содержание которых требует дополнительных затрат. А самого понятия «транзит тепла» не существует, это просто одна из составляющих платы за теплоснабжение. Не так давно решением суда было установлено передать виртуальные транзитные сети на обслуживание УСНГЧ, что вызвало у коммунальщиков недоумение.

— Даже если предположить, что это случится, — объясняет Сергей Евтушенко, — то затраты на содержание сетей мы будем отдавать из своего кармана, плюс плата за аренду сетей и налог на добавленную стоимость. Все это отразится на плательщиках — мы будем вынуждены внести эти показатели в тариф, в итоге платежи увеличатся как минимум на 20%. Дело в том, что все «ООО-шки» поставляющих сетей работают по упрощенной системе налогообложения. ОАО «РЖД» — крупная госкомпания, которая работает по полной схеме. Получится, что оплата НДС ляжет на плечи потребителей.

Коммунальщики задаются вопросом, кому и зачем это нужно? Прежняя схема теплоснабжения города предусматривала все нюансы, так зачем же сейчас все усложнять и тем самым увеличивать плату? От этого никто не выиграет, а в проигрыше останутся обычные люди.

Тем временем в администрации города с такой позицией не согласны. «В нашем случае существуют три законных пути поставки тепла. Первый – сети должны находиться в руках одного владельца, тогда их нужно передать либо в собственность РЖД, либо какой-то другой компании. Второй – тепло может покупаться на границе раздела и непосредственно доставляться жителям. И третий – договор на поставку остается у РЖД, тогда узловая дистанция сама будет приобретать тепло и осуществлять самостоятельно ее передачу своим абонентам», — комментирует ситуацию первый зам. мэра Сергей ГОРДЕЕВ.

 Два года назад в Тынде тариф стали применять отдельно, тогда в квитанции абонентов появилась дополнительная строка, из-за чего, собственно, и возникают споры. На неправильность использования тарифа указал и суд.

 Оптимистичное спокойствие

 Так что же в этой ситуации делать простым гражданам? Ждет ли их повышение тарифов? Сергей Николаевич ответил на эти вопросы так.

— Если встает вопрос о том, платить или не платить за «транзит тепла», — подытожил первый зам. мэра, — то я отвечу, что платить обязательно. Пока идут эти разбирательства, сети могут оказаться брошенными. Насчет роста тарифов могу вас успокоить, его не будет. Тарифы на теплоснабжение строго определены и утверждены Комитетом по ценам, поэтому даже после вступления в силу решения суда и заключения договора с РЖД в квитанциях появится одна строка «теплоснабжение» вместо двух, как сейчас. Эти показатели просто суммируются, и платить абоненты будут точно такую же сумму, как и раньше.

По словам Сергея Николаевича, сейчас ведутся активные переговоры с РЖД о заключении договора на поставку тепла. Пока предприятие против. Такое нежелание сотрудничать объяснить просто: порядка 10% затрат на обслуживание сетей организации придется доплачивать из собственных средств. Но в администрации уверены, договор будет заключен, пусть даже в судебном порядке.

Подобной системы теплоснабжения нет ни в одном городе Приамурья. Такая непонятная схема доставляет немало трудностей. В сложившейся ситуации становится очевидным, что проще для всех – передать «транзитные сети» на обслуживание одной организации, а вот какой, решать уже не нам.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости