Осторожно: двери закрываются! С лифтами начались проблемы

В Благовещенске начали отключать лифты, а с 2009-2010 годов у жильцов некоторых благовещенских многоквартирных домов, оборудованных лифтами, могут возникнуть серьезные проблемы. Новый Жилищный кодекс, подаривший жильцам многоквартирных домов множество полномочий, стал и причиной множества проблем.
В частности, эти проблемы коснулись лифтов. Дело в том, что согласно новому законодательству, теперь за все имущество отвечают собственники жилья. Раньше деньги за обслуживание лифтов со всего города собирало одно предприятие, и муниципалитет заботливо помогал средствами, так что отследить, за чей счет ремонтируют и меняют лифты, было сложно. Теперь же, что называется, каждый сам за себя: за свое добро отвечаешь сам. Всю прелесть нового закона уже в полной мере ощутили жильцы многоквартирного дома по адресу: Студенческая, 25 – лифты в пяти подъездах здесь не работают уже несколько месяцев. Все потому, что срок эксплуатации лифтов в этом доме подошел к концу — по истечении 25 лет с момента регистрации лифта необходимо либо менять «транспорт» полностью, либо производить его капремонт. Ни то, ни другое пока не сделано. Но жильцам данного дома еще повезло: на помощь пришла мэрия, которая готова профинансировать замену лифтов. Но едва ли так повезет остальным домам: следующие претенденты – дома с лифтами, установленными в 1984 году. У них срок эксплуатации закончится в следующем году. А с 2010 года ожидается «лифтовый бум» — придет очередь домов, где лифты были установлены в 1985 году, когда лифты «переживали» свой «подъем».

Отключили

Многоэтажный дом по улице Институтской, можно сказать, остался без лифта. Как значится в соответствующем уведомлении, техническое обслуживание и ремонт, диспетчерское обслуживание, аварийно-техническое обслуживание лифтов с использованием мобильной ремонтно-эвакуационной группы приостановлены с 6 ноября. Причина – неисполнение обслуживающей организацией обязательств по оплате. Организация, занимающаяся техническим обслуживанием лифтов, просто воспользовалась своим правом отказаться от работы – вторая сторона не выполняет договорные обязательства.
Вопросов здесь много: кто именно и кому должен, где упущение и почему обязательства по оплате не выполняет предприятие? Мы привыкли к тому, что сбор коммунальных платежей оставляет желать лучшего, но здесь речь идет о другом.
Жильцам стоит очень внимательно относиться к заключаемым договорам с различными посредниками, а также с обслуживающими компаниями.
Намного прозрачнее, но не легче ситуация с лифтами в доме по Студенческой, 25. Здесь жильцы вынуждены подниматься пешком на верхние этажи с лета текущего года. Все потому, что срок эксплуатации лифтов в этом доме подошел к концу — по истечении 25 лет с момента регистрации лифта необходимо либо менять «транспорт» полностью, либо производить его капремонт. Ни то, ни другое пока не сделано.
Но жильцам данного дома еще повезло: на помощь пришла мэрия, которая готова профинансировать замену лифтов. Уже объявлен конкурс на производство этих работ, в скором времени начнется демонтаж старых и установка новых лифтов.
Но едва ли так повезет остальным домам: следующие претенденты, по данным Ростехнадзора по Амурской области, – дома с лифтами, установленными в 1984 году. У них срок эксплуатации закончится в следующем году. А с 2010 года ожидается «лифтовый бум» — придет очередь домов, где лифты были установлены в 1985 году, когда лифты «переживали» свой «подъем».

«Зависли»

У лифтов, как и у людей, есть своя регистрация. Раньше, когда «балом» правили муниципальные единые предприятия, лифты города замыкались на одной организации. Жители, что называется, делегировали полномочия по техобслуживанию лифтов единому предприятию, и все лифты были зарегистрированы на нем. Теперь жилищно-коммунальное «правительство» сменилось, и лифтам требуется новая регистрация – на новые обслуживающие компании. И все бы ничего, да только сегодня, по данным Ростехнадзора по Амурской области, перерегистрацией «домашнего транспорта» занимаются только три управленца, у остальных же — лифты «зависли», остались «бомжами».
А у бомжей, как известно, прав меньше. И при поломке «зависший» в правовом плане лифт не будет отремонтирован. Да и вообще, эксплуатировать его, по идее, нельзя. Ведь регистрация лифта (даже вторичная) подразумевает его соответствие определенным нормам.
— Для перерегистрации лифта необходима организация его безопасной эксплуатации, — комментирует старший госинспектор отдела государственного строительного надзора за подъемными сооружениями управления Ростехнадзора по Амурской области Андрей ЕГОРОВ, — для этого организация заключает договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт лифта, назначается ответственный за безопасность эксплуатации.

За чей счет «праздник»?

Если смотреть чисто со стороны расходов, то лифт – «хозяйство» не из дешевых. Во-первых, по разным данным, стоимость одного лифта (вместе с установкой и монтажом) – около полутора миллионов рублей. За профремонт, текущее техобслуживание предусмотрена отдельная строка в квитанциях, которые мы должны оплачивать ежегодно. Но и это не все. Любой лифт требует постоянных проверок.
Вообще, если уж следовать всем правилам, каждый лифт проходит в своей «жизни» три вида основных проверок: первичную, ежегодное освидетельствование и экспертное обследование. Последнее проводится по истечении срока эксплуатации лифта (все те же 25 лет), по его результатам выносится вердикт: быть данному лифту отремонтированным или демонтированным (его заменят).
— Владелец подает заявку на очередное освидетельствование, — раскрывает схему гендиректор ООО «Амурский технический центр» Евгений ОСИПОВ. — Мы работаем с управляющими компаниями, непосредственно с владельцами. Управляющие компании раз в год заключают с нами договор, передают нам график работ по освидетельствованию, и согласно этому графику мы работаем.
Стоимость освидетельствования одного лифта – 1650 рублей. Совсем по-другому рассчитывается стоимость экспертного обследования – в зависимости от этажности и других условий, в которых находится лифт, цена колеблется от 15 до 30 тысяч рублей. Естественно, все эти затраты также ложатся на плечи собственников.
Между тем пропускать такие освидетельствования нельзя – без них запрещена дальнейшая эксплуатация лифта. Среди собственников жилья и управляющих компаний неизбежно находятся те, кто старается обходить закон – не проводить проверки.
Но каждое освидетельствование, уверяет Евгений Осипов, показывает, что нарушения, пусть и мелкие, есть везде и всегда. И эта тенденция пугает специалистов – отношение к безопасности лифтов меняется не в лучшую сторону.

Без сертификата

Еще одна шокирующая деталь – в Благовещенске появились лифты зарубежного производства (Китай), установленные в новых, только что построенных домах, но не имеющие разрешения на эксплуатацию. Дело в том, что на данные лифты имеется лишь гигиенический сертификат (на соответствие санитарным нормам и требованиям), но нет технического сертификата, на основании которого выдается разрешение Ростехнадзора.
Однако несмотря на это, жильцы пользуются такими лифтами. Оно и понятно – кому из обывателей придет в голову проверять разрешение на эксплуатацию лифта? Тем не менее, ездить на таких лифтах может быть небезопасно – на них нет даже необходимой документации на русском языке.


Вопрос о том, можно ли отказаться от оплаты услуг за лифт, часто всплывает в многоэтажных домах.
— В старых домах лифт не останавливается на вторых этажах, поэтому жильцы могут отказаться от оплаты техобслуживания лифта, — разъясняет и.о. начальника жилищного отдела городского управления ЖКХ Любовь ДИВИЧЕНКО, — остальные обязаны платить за лифт. В том числе и жители второго этажа в тех случаях, когда лифт там останавливается.
Тариф за техническое обслуживание лифтов, согласно постановлению мэра Благовещенска, составляет 3,09 рубля за один квадратный метр жилой площади. Рассчитывается исходя из количества квадратных метров квартиры, в которой проживает плательщик.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости